ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ

Человек – единственное животное, которое
умеет смеяться, хотя как раз у него для этого
меньше всего поводов.

             Эрнест Хемингуэй                                                        
***
     Нужно  учредить  Нобелевскую премию за
остроумие. Без физиков, химиков, экономистов
мы, если  прижмет,  как-нибудь  обойдемся. Без
мира обычно тоже обходимся. Без остроумия -
пропадем.

             Джордж Ф. Уилл

Чувство юмора – ум, честь и совесть нашей эпохи
    С тех пор, как вышло из обычая носить на
боку шпагу, совершенно необходимо иметь
в голове остроумие.
             Генрих Гейне

Десять раз должен ты смеяться в течение
дня и быть веселым: иначе будет тебя
ночью беспокоить желудок – этот отец скорби.

            Фридрих Ницше,  «Так говорил Заратустра»

Наше шестое чувство - чувство юмора - последнее по перечню, но не по значению. В наш перегруженный событиями век, когда "неприятности не исчезают и не возникают вновь, а только переходят из одного состояния в другое" чувство юмора кого-то спасает от нервного срыва или психдиспансера в период беды, войны с женой, соседом, начальником или национальным движением. Приходиться острить, чтобы в шутку сказать хоть долю правды. 
     Не всем это чувство отпущено в равной мере, поскольку орган юмора - мозги. Как есть люди с абсолютным слухом, а есть кому "медведь на ухо наступил". Человек, у которого нет чувства юмора, должен, по крайней мере, чувствовать, что у него нет чувства юмора. (Ю.Тувим)
 Есть гении и инвалиды чувства юмора. Когда нет таланта - ничего не попишешь. (В. Хотимский)
  Чувство юмора можно и нужно развивать: есть и такой вид спорта. Не грех бы иным интеллигентным родителям не учить ребенка из-под палки играть на скрипочке, а научить его смеяться и смешить; и не обязательно только с помощью мультиков. Французские исследователи утверждали, что ребенок, в среднем, смеется до 400 раз в день, тогда как взрослые только 15. Из всех живых существ только человеку дана способность улыбаться. Даже самые умные и преданные - собаки - никогда не улыбаются, хотя все понимают. Есть такой анекдот:
            На спектакле в театре Джонсон с удивлением заметил, что сидевший в кресле впереди него огромный сенбернар, с явным пониманием реагирует на происходящие на сцене события. Он кивал головой, вертел и бил хвостом и еле слышно повизгивал в наиболее впечатляющих местах спектакля. В антракте Джонсон подошел к хозяйке и сказал, что просто потрясен поведением пса.
    - Вы знаете, - заметила хозяйка. -  Я удивлена не меньше Вашего. Ведь когда он читал эту пьесу, она ему совершенно не понравилась.
    Даже грудные младенцы улыбаются в первые же месяцы своей жизни. А звери не умеют. Даже в баснях.
   Медведь и заяц сидят в КПЗ (камере предварительного заключения). Заяц говорит медведю:
    - Миша! лучше признайся, в чем требуют. Знаешь, как здесь зверски избивают?
    -  Ну, меня-то не посмеют!
В это время в камеру вталкивают верблюда. Заяц:
    -  Миша, ты посмотри, что с лошадью сделали!
Вы читали брачные объявления службы знакомств? Каждый второй заявитель требует наличия чувства юмора у будущего партнера. 90% заявителей либо требуют наличия чувства юмора, либо сами им обладают, предполагая ответную реакцию претендентов. Многие согласны вступить в брак с людьми пожилыми, с такими, для которых, как они пишут, «секс не главное», с нездоровыми, обремененными детьми, нуждающимися в материальной помощи, жилье и т.д. Только чтобы было чувство юмора. Только, чтобы не был занудой. «Зануда – это мужик, которому проще дать, чем объяснить, почему не хочется». От такого нужно, по возможности, избавляться.
        К раввину за советом пришел молодой еврей:
      - Ребе, я хочу жениться.
      - Хочешь? Так женись.
      - Но моя невеста уродина.
      - Так не женись.
      - Но за ней дают большое приданое.
      - Тогда женись.
      - Но она кривая.
      - Ну не женись.
      - Ребе! Так что мне делать?
      - Знаешь что? Крестись!
      - Зачем?!
      - Будешь морочить голову попу, а не мне.
Откуда же берется это самое чувство юмора. Наверное, как и воспитание, не из рекомендаций воспитателей. Оно закладывается "с младых ногтей", "надувается с улицы" от интеллекта окружающих людей. А быть может генетически - "от Бога". И никакие рецепты не помогают - оно или есть, или нет. Ум и остроумие – родные братья.
     Героя английской революции ХУП века Оливера Кромвеля, триумфально въезжавшего в Лондон, приветствовала огромная толпа народа.
       - Сэр! Какое множество людей приветствует Вас! – сказал один из сопровождавших.
       - Уверяю Вас, этих зевак будет еще больше, если меня повезут на эшафот, - заметил герой.
       Свои юмористы есть везде, живые или легендарные Вася Теркин, Аркадий Райкин, Михаил Жванецкий. Вокруг них постепенно вырастают гроздья юмористов. Иначе, как объяснить, что в начале 30-х годов в редакции заштатной газетки железнодорожного ведомства "Гудок" собрались Валентин  Катаев, Михаил Булгаков, Илья Ильф, Евгений Петров, Юрий Олеша и др. Иногда гроздья юмористов заселяют целые города: Одессу, Габрово. Вдруг в глубоко провинциальной Махачкале появляется команда КВН, которая занимает первое место на ежегодном конкурсе стран СНГ. Смеяться уже разрешено, причем «хорошо смеется тот, кто может смеяться без последствий».
Чувство юмора, хоть и шестое чувство, но одна из самых главных человеческих черт. Вы заметили, собаки или обезьяны понимают все, но не умеют даже улыбаться. Что же это за такое загадочное чувство? Похоже, все знают, но не все умеют выразить. Для понимания юмора необходимо воображение и некоторый интеллектуальный уровень. Один не слишком остроумный комик попросил Джерома К.Джерома продать ему за 5 фунтов несколько своих шуток.
- Это нам обоим невыгодно, - сказал великий сатирик.- Если у меня увидят 5 фунтов, подумают, что я их украл. Если от вас услышат хорошие шутки, подумают, что вы их украли.
Все-таки русскоязычный юмор, воспитанный десятилетиями советской власти, мрачным периодом контроля НКВД, стукачами и полусвободным выражением своего мнения только в пределах собственной кухни, сильно отличается от всемирного бесконфликтного анекдота. Например, анекдот психиатра из Манчестера Гарпала Госала, по данным британского Интернет-эксперимента получил максимальный рейтинг в результате обработки 2 млн. отзывов на 40 000 шуток.
Два охотника идут по лесу; одному из них внезапно становится плохо – дыхания нет, глаза остекленели. Второй по мобильнику звонит в «Скорую помощь»:
-  Мой друг мертв. Что мне делать?
-  Успокойтесь. Я сейчас помогу Вам. Во-первых, удостоверьтесь, что Ваш друг действительно мертв.
Сначала в трубке молчание, затем оператор слышит выстрел. Охотник сообщает:
-  Теперь точно мертв. Что дальше?
  Чувство юмора, разумеется, субъективно. Но русские вряд ли признают этот анекдот лучшим в мире. Не согласятся они и со статистическим итогом этого эксперимента, определившим максимальное чувство юмора у немцев, которые, как правило, посчитали смешными большинство шуток. По мнению шотландцев лучший анекдот:
-  Я хочу тихо умереть, как мой дедушка. И не кричать от ужаса, как пассажиры автобуса, которых он перевозил.
Англичане выбрали анекдот:
Сидят два мужика за стойкой бара. Один из них начинает цепляться к другому:
- Я спал с твоей матерью!
Второй: - Иди домой, папа, ты пьян.
Остроумие – это состояние души. «Я бы давно умер от смеха, если бы понимал все шутки так, как они задуманы». В каждой шутке есть доля правды и доля надежды. С другой стороны, «Принципиальная критика со всех сторон -  это уже травля»;  «Веское слово тяжело сделать крылатым».  
      «Когда подходит очередь смеяться последним, обязательно кто-то становиться сзади. Я решил: «Надо, на всякий случай, поцеловать Первого в задницу». И только пристроился, как кто-то оказался впереди меня, и я уже целую задницу того, кто целует задницу Первого».   ( Михаил Жванецкий )
Давным давно Джордж Бернард Шоу сказал: «Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от  намеренья вас повесить». Во время войны под трибунал попал врач полевого госпиталя, на которого пожаловалась санитарка, что он ее изнасиловал при отягощающих обстоятельствах – под наркозом. Врачу, по военным законам,  грозил расстрел. Михаил Светлов, который был судебным заседателем на этом суде, задал в конце заседания один вопрос:
- А под каким наркозом Вас насиловали – под общим или под местным?
Судьи рассмеялись. Приговор ограничился штрафбатом, и врач остался жив.
***
В жизни всегда есть место юмору
Требовать новых шуток в наше время
просто смешно.

***
Над Москвой весенний ветер веет,
С каждым днем все радостнее жить,                                                      
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить.
В.Лебедев-Кумач, Песня из кинокомедии "Цирк", 1937 год.

        Строки из популярной песни, поставленной эпиграфом к этому разделу, пелись в незабываемом 1937 году – самом страшном году советской власти. Вроде бы было не до смеха. Но ведь шутили же! Писатели были «реалистами» и писали только то, что печатали.
- Тебя за что на 10 лет посадили?
- Да, ни за что!
- Врешь. За «ни за что» 5 лет давали.
Этот анекдот, как дактилоскопический отпечаток, однозначно и точно характеризует то время, реалистичнее и нагляднее социальных исследований объясняет людям, не жившим тогда, как это было на самом деле. И те, что творили зло, ведали, что творили, как свидетельствует анекдот.
Судья выходит из совещательной комнаты, заливаясь смехом:
- Чего вы смеетесь? – спрашивают коллеги.
- Такой анекдот, такой анекдот! Только что дал за него 10 лет без права переписки.
Сталинский социализм рьяно боролся с юмором, пытаясь всех «привести к одному знаменателю». Об этом периоде сохранился теперь забытый анекдот.
Один парикмахер изобрел парикмахерскую – автомат: человек вставляет голову в машину, там его начинают обрабатывать бритвы, и через минуту все в порядке...
- Что за чушь! Ведь головы-то у людей разные!
- Конечно! Сначала!
  Неверно, что старые анекдоты не имеют права на жизнь. Если признать, что история поучительна, то вдвойне поучительны и выводы из нее, сформулированные народом в виде анекдотов. Значение юмора в жизни трудно переоценить. Как ни странно, это понимали даже властители. Недаром должность шута при короле была самой влиятельной: шут всегда должен был напоминать, что существует независимая от сиюминутной конъюнктуры точка зрения. Почти всегда оказывалось, что именно точка зрения шута наиболее объективна и долговечна.
.  ХХ век богаче событиями, чем вся предшествующая история во всем ее многообразии. Войны от 6-ти дневной до 6-ти летней, геноциды и казни, не снившиеся ни крестоносцам, ни инквизиции; величайшие достижения науки и техники, и многое другое. Есть что вспомнить, и пора: натура уходит.
     В наш торопливый век авторам стало некогда корпеть над шедеврами. Монументальные произведения уже мало кто успевает освоить, так что  более модными стали краткие формы, усваиваемые с одного взгляда: карикатуры, анекдоты, скетчи. Конечно, остались и нетленные шедевры юмора, созданные  М.Булгаковым,  А.Аверченко, Тэффи, И.Ильфом и Е.Петровым, Мих. Зощенко, Мих. Жванецким, Гр. Гориным, Арк. Аркановым  и др. Рукописи не горят. Не все твердо верят в это заверение булгаковского черта. Особенно спорно оно по отношению к наследию артистов. До обидного мало осталось фильмов и телефильмов с участием великого юмориста Аркадия Райкина. Он однажды обиделся на киношников, а на телевиденье его мало приглашали.
Политика - одна из наиболее действенных областей приложения юмора.      Напомним, что наиболее влиятельным политиком ХХ века считался Уинстон Черчилль, который, благодаря своим остроумным афоризмам, исполнял одновременно роли и шута, и короля. "Я всегда думал, что умру от старости - сказал он однажды, - но когда я узнал, что Россия начала импортировать зерно, понял, что умру от смеха". Несмотря на мрачную, кровавую историю России ХХ века, как "империи зла", в ней оказалось слишком много смешного. Может быть, именно чувство юмора и позволило сохранить интеллект народа. Порой казалось совсем не до смеха, да вот, поди ж ты... К началу нового века, как и нового года, как в день рождения человека, принято подводить итоги. В период развитого социализма, для выполнения плана в магазинах "выбрасывали" дефицитные товары.   
  - А я бы хотел дожить до 2001 года! Конец месяца, квартала, года, столетия, тысячелетия. Во, шмоток на прилавки выкинут!
      Юмористика ХХ века отличается от предыдущей, даже в части вечных, общечеловеческих проблем. И сексуальный юмор нового столетия отличается от «Золотого теленка» Апулея, "Декамерона" и куртуазных романов ХУШ века. Хотя физическая сущность любви досталась нам от прежних веков в неизменном виде, что-то изменилось: с одной стороны, секс раскрепостился, с другой - появился СПИД. И жажда власти,  и жажда славы, и скупые рыцари, тоже осмеиваются иначе.
 Острить стараются  все: профессиональные артисты и профессиональные писатели, дикторы телевидения и журналисты, политики и политические заключенные. Одни создают свои остроты сами, другие покупают чужие и выдают за свои. Время само отсевает зерна юмора от плевела.
В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Таково свойство фольклора. И совсем не фантастично изучать историю по анекдотам ушедшего времени, как мы стараемся понять древний мир, читая Тору, Библию, Коран или Махапаринирвану.
 «Странно: мне жаль бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был — смех» - так Гоголь сказал о своем «Ревизоре».  Может показаться несовместимым смех  и горестные раздумья, но именно в этом состоит «великая сермяжная правда» - одна из характерных особенностей русской литературы. «...Иногда ужас выражается смехом»,— замечал Пушкин. - Смех не исчерпывается одним только «смешным». У Чехова это видно особенно наглядно, со скрытым, по чеховски потаенным сочувствием, и, как это ни парадоксально, с улыбкой. Достоевский определил серьезность смеха «...юмор есть остроумие глубокого чувства... Юмор не просто смешит, но веселит и «царапает» сердце до слез». Юмор - это ироничный взгляд на жизнь, разрешенный мудростью.
Мудрый анекдот иногда позволяет объяснить необъяснимое.
       Как случилось, что великий  ученый, не обделенный благами и наградами, стал диссидентом? Вопреки системе, которая мешала жить и работать ученым и инженерам, они творили славу и могущество своей стране. В августе 1953 года, вскоре после смерти Сталина, на Урале, под Челябинском состоялось испытание термоядерной (водородной) бомбы. Как и в США, создаваемое оружие оставалось в руках политиков и военных. По воспоминаниям академика Юлия Борисовича Харитона, вместе с Андреем Дмитриевичем Сахаровым присутствовавшего на испытаниях водородной бомбы, на банкете в коттедже председателя приемной комиссии маршала Неделина произошел знаменательный диалог. Харитон предложил тост за то, чтобы эти «изделия» (как называлась бомба в секретных документах), успешно взрывались только на полигонах, а не над городами. Маршал ответил анекдотом, пользуясь присутствуем сугубо мужской компании.
Лежит баба на печи и ждет своего мужика, который молится:
          
- Господи! Укрепи и направь! 
Баба кричит ему: «Молись только об укреплении, я и сама направлю».
      Ученые не согласились предоставить военным безоговорочное право пользоваться их плодами. Оппенгеймер оставил свой пост сразу после первого испытания атомной бомбы, командир бомбардировщика, сбросившего бомбу на Хиросиму, сошел с ума. Академик Сахаров стал самым ярым правозащитником, совестью России.
Шутку нельзя повторить. Однажды на гастролях в Одессе Аркадий Райкин, заканчивая концерт, в шутку вышел на улицу вместе со зрителями. Прием показался ему удачным, и на следующий день он повторил его. Откуда ни возьмись появился одесский пацан, который нагло упрекнул маэстро:
         - Вчерашние хохмы в Одессе не проходят!

Смеяться право не грешно
Человекообразное не понимает смеха.
Оно ненавидит смех, как печать Бога
на лице души человеческой.

Тэффи
                                          
                                                   Если хотите долго жить, чаще умирайте со смеху.

    Спасительная способность смеяться «свыше нам дана». Например, фантаст   Айзек Азимов предположил, что сочинению анекдотов землян научили инопланетяне. Как получается смешно? В чем секрет юмористического эффекта таких разных по форме произведений как анекдот, карикатура, басня, шарж, рассказ, клоунада и т.п.? "Все жанры хороши, кроме скучного",- сказал Антон Чехов - великий писатель, лучше других распознавший грустные пороки человека. Гениальность, как и бездарность, по настоящему оценивается далеко после смерти автора.
Можно ли всерьез говорить о смехе? По мысли Иммануила Канта: "Смех есть аффект, проистекающий из внезапного превращения напряженного ожидания в ничто." Эта мысль более четко выражена в анекдоте.
-  Дети! На стройке обязательно надо надевать на голову каску. Вот тут на голову одной девочке упал кирпич. И благодаря тому, что она была в каске, она только засмеялась!
- Я знаю эту девочку! Она до сих пор смеется.
Р. Юренев: «Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще и увеличить этот перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех!»
Оказывается, есть даже такая наука – гелотология (от греческого gelos –смех),  которая всерьез занимается изучение смеха, его физической и нервной сущностью, влиянием на здоровье и психологию человека. Ученые (из Стенфордского университета), всегда готовые опошлить гармонию алгеброй, провели специальное исследование с помощью аппарата функционального магнитного резонанса и определили, что в мозгу существует участок Nucleons acumens, возбуждение в котором изменяет количество дофамина – химического соединения, вызывающего приятные ощущения. Смех вызывает ту же эйфорическую реакцию, что и вид красивого сексуального партнера, получение  большой суммы денег, а также при употреблении кокаина. Одновременно активизируются участки, ответственные за анализ информации – язык и смысл шутки. Смех, в соответствующих дозах и обстоятельствах, служит средством социального общения, сексуального флирта и информационных связей. Смех, в отличие от языка, может служить и средством интернационального общения, обладая еще свойством изменения дозы от улыбки до гомерического хохота.
Люди редко смеются в одиночестве – порой просто могут улыбнуться своей мысли. Хохот – удел компании: подсчитано даже, что смех в компании возникает примерно в 30 раз чаще, чем индивидуально. Впрочем, один таксист рассказывал, как его пассажир на заднем сидении заливисто смеялся, и, когда он вышел, оставив книгу, которую смаковал так весело, шофер поинтересовался ее названием; оказалось, орфографический словарь. Как долго шутка «доходит», и воспринимается ли она как шутка, зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Во всяком случае, резкое изменение ситуации заставляет задуматься и определить индивидуальное направление и силу реакции:
"Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы принимали за ревизора, был не ревизор!" Казалось бы, что смешного в этой фразе? Но вот, поди ж ты, Гоголь написал целую комедию, построенную на этой фразе.
И тут выясняется, что «Ум не столько отличает человека от обезьяны, сколько человека от человека».  (В. Хотимский). Не расположены смеяться люди, облеченные властью и выполняющие определенные социальные функции. По словам Михаила Жванецкого, «смеющегося милиционера не видел никто». Мужчины чаще, чем женщины, любят шутить и вызывать смех, смеющаяся женщина демонстрирует интерес к партнеру – мужчины обожают хохотушек.
Дети начинают улыбаться в возрасте 6-8 недель. Веселый детский смех в исполнении одного повзрослевшего ребенка может раздаваться до 300 раз в сутки. Не останавливайте их. Это же счастье, которое невозможно во взрослой жизни.
Бывают смешные фамилии. Но они ни о чем не говорят. Толстой не был толстым. Достоевский никого не доставал. Лесков не жил в лесу. Что касается Кончаловского, то не все у него всегда получалось. Для каждой национальности существует свой привычный набор фамилий, который не вызывает смеха внутри и может оказаться смешным для людей другой национальности. Уж как ни маскировали в России китайский Хуй и румынскую Попу, от них никуда не деться. Мир перемешался, но этот феномен еще существует.

  • Дывись, Черножопенко, яка смешна фамилия!
  • Яка?
  • Зайцев!

Слава Богу, смех не только безвреден, но, говорят, это лучшее лекарство. Энтузиасты-невропатологи считают, что смех мобилизует защитные силы организма, улучшает моральное состояние, а также прочищает бронхи, улучшает кровоснабжение мышц, и даже биохимический состав крови. В США появились клиники, ориентированные на смехотерапию. Считается, что оптимисты и юмористы живут дольше. Возможно. Во всяком случае, веселее.

По заветам старика Фрейда
Над кем смеетесь? Над собою смеетесь!
Н.В. Гоголь. «Ревизор»
 
Книга «Остроумие и его отношение к бессознательному» была посвящена психологии юмора и принадлежит к числу наиболее известных книг Зигмунда Фрейда. Основатель психоанализа считал, что то удовольствие, которое человек получает от шутки, нельзя объяснить только ее смыслом. Одну и ту же мысль можно выразить так, что она будет смешной и так, что она не вызовет и тени улыбки. Для того чтобы выяснить, что же именно делает шутку шуткой, Фрейд изобрел особый метод – «редукции» остроты. По мнению Фрейда, смех вызывала именно замаскированная мысль. Фрейд приводит такой пример.
Австрийского канцлера Р. спросили, как ему нравятся портреты двух венских негоциантов, выставленные в зале. Показав на пустое место между портретами, Р. спросил: «Где же Христос?» Для того, чтобы оценить эту шутку, нужно вспомнить, что Христос был распят между двумя разбойниками. Если перевести остроту на обычный язык, ответ следует читать: «Это портреты двух разбойников». Шутка? Увы, скорее оскорбление. Остроумие делает брань социально приемлемой.
Другая тенденция остроумия по Фрейду – совращение. За очень многими шутками скрывается сексуальный намек. Остроумие позволяет касаться таких проблем, которые в серьезной форме «цивилизованное венское общество» сочло бы совершенно неприемлемыми. Сексуально окрашенная шутка – непременный элемент флирта: если девушка встретит шутку с одобрением, то за ней стоит поухаживать. А если она ответит, что ничем не давала повода разговаривать с ней в таком тоне, то... Именно при изучении юмора Фрейд пришел к выводу, что сексуальность и агрессивность – две относительно независимые движущие силы человеческой психики. В более поздних работах Фрейд назовет эти инстинкты  именами греческих богов любви и смерти, Эросом и Танатосом. Но установленная Фрейдом тесная взаимосвязь юмора с сексом объясняет непропорционально емкое место и ведущую роль юмора в каждой мысли «Про это». Современные эстрадные юмористы все чаще вынуждены «бить ниже пояса», иначе не подогреть зал.
До сих пор, вопреки всем потугам эмансипации, в юморе сохраняется фрейдовская трактовка «женщин как  кастрированных мужчин, завидующих пенису». Во всяком случае, замечено, что мужчины и женщины предпочитают разные анекдоты: мужчины – более смачные и грубые хохмы, женщины – более тонкие, с нюансами и игрой слов. Например, «мужской анекдот»:
Мужик  вечером отоваривается в ларьке:

  • Так: бутылку водки, две шампанского, коробка конфет, французские духи, букет роз, таблетку виагры.
  • Виагры нет.
  • Тогда ничего не надо.

Женский анекдот тоньше,
Вовочка, глядя, как мама примеряет новую меховую шубу:

  • Мама, ты понимаешь, что эта шуба – результат ужасных страданий несчастного животного?
  • Как ты можешь так говорить о родном отце?!

Как и юмористы, психоаналитик «ходит по краю», объявляя свои представления и оценки. «Извращенец, страдающий гниением мозга», «торговец похотью и порнографией», бесстыдный, мерзкий, скотский, гнусный, антихрист – писали о Фрейде одни;  гений, «первооткрыватель новых знаний о человеке», «проводник в доселе неизведанные области человеческой души» - это о нем же.
Как правило, юмористы - мрачные люди, и не слишком высокого мнения о своих возможностях. Но быть юмористом престижно. Иногда с помощью записной книжки появляется такой мучительно остроумный человек (Ю. Скрылев), чтобы хорошую мысль по миру пустить (М. Генин).
       «Мой способ  шутить - это говорить правду. На свете нет ничего смешнее». (Бернард Шоу).
По словам Карела Чапека: «Юмор – самая демократическая из человеческих наклонностей». Человек, восходящий по бюрократической лестнице,  занят своей карьерой «делает это ужасно серьезно и шутить на эту тему не намерен...Если бы император на троне острил о своем правлении, то заметил бы, что оно не такое уж великое и славное», «Тайный  источник юмора - не в радости, а  в грусти; на небесах юмора нет» (Марк Твен).
Горе тому,кто посмеет усомниться. Анатолий Рыбаков рассказал, что в начале 30-х годов Сталин сказал Карлу Радеку – известному остроумцу в советском правительстве:
-Говорят, ты рассказываешь обо мне анекдоты, Этого не следует делать, ведь я – вождь!
-   Ты вождь, - засмеялся Радек, - Нет, этого анекдота я еще никому не рассказывал.
Радек вскоре был арестован и убит уголовниками в ГУЛАГе. Сталин не согласился с высказыванием Вольтера: «Что сделалось смешным – не может быть опасным»
 Тем не менее, «Юмор – это когда боль обращают в смех, а не когда смех причиняет боль» (Джоэл Гудмен). Хоть и не всегда удается жизненные парадоксы, приводящие к трагедии, обращать в смех, юмор остается радикальным, единственным лекарством – «лучшим пестицидом»  (В. Набоков). «У человечества есть только одно эффективное оружие – смех» (Марк Твен).     
      Успех остроты зависит от уха слушателя, но не от языка сказавшего ее. (Шекспир). Тот, кто смеётся последним, возможно, не понял шутки. Зиновий Гердт, посмотрев не очень удачный концерт, заметил:
В общем, мне понравилось, но те, у кого вкус похуже – должны быть просто в восторге!
       
Над чем смеемся?
Утром король проснулся, посмотрел в окно и видит на снегу написано: «Король -дурак». Немедленно он вызвал шефа тайной полиции и приказал разыскать виновника. К вечеру шеф тайной полиции доложил:

  • Ваше величество! Не знаю, как и сказать, но анализы показали, что моча лорда- канцлера, а почерк Ее Величества королевы.

Смеемся, разумеется, над собой! С некоторой опаской решаюсь признать, что у юмористов нет ничего святого. Что «для красного словца они готовы заложить и родного отца», не то что короля или вождя. И это им готовы простить при единственном условии: шутка должна быть остроумной и понята, как шутка.
Тематика анекдотов охватывает почти все сферы жизни. Однако количественно распределение анекдотов неравномерно. Поскольку анекдот – всегда нарушение определенных общепринятых норм: моральных, этических, религиозных, идеологических (политических), анекдотов больше на те темы, о которых не принято говорить вслух «в приличном обществе». Секс или критика правительства (при тоталитарном режиме) – основная область анекдотов. Весьма разнообразны этические и моральные ограничения. Они различны для различных слоев населения и общества, а также для различных коллективов: для семьи, друзей, сослуживцев и т.д. Шутник должен чутко чувствовать аудиторию.
Перед балом в уездном городе генерал-губернатор собрал у себя в кабинете офицеров и обратился к ним:

  • Господа офицеры, вы привыкли иметь дело с денщиками и конюхами, но не забывайте, что вам предстоит встреча  с дамами, при которых нельзя выражаться, как вы привыкли.
    В это время вошла в кабинет генеральша, держа в руке свечу:
  • Милый, нам из Парижа к балу прислали 21 свечу, а у нас только 20 подсвечников, и я не знаю, куда...
  • Молчать, господа-офицеры! – закричал генерал, ударив по столу кулаком.

Для большинства людей считается аморальным «погасить сигарету о крышку гроба». Возможно, для могильщиков это привычно, и не составляет предмета для размышления. Но и для всех других – это вероятная область анекдота, хотя по этическим соображениям похороны – не место для шуток.
Играя в преферанс, один получил 5 взяток на мизере, расстроился и умер. За гробом идут два его партнера:

  • На третьем ходу тебе надо было с трефки зайти: мы бы ему еще одну всунули.
  • Ничего и так хорошо получилось. И потом все равно выигрыш тю-тю.

***
      Проснулся мужик с бодуна на кладбище рано-рано утром, темно еще. Идет по кладбищу, видит, могильщик яму роет. Ну, думает: «Дай-ка  я его напугаю». Подходит сзади: «У-у-у-у», могильщик роет дальше, не обращая внимания.
«У-гу-гу-у-у-у-...» - могильщик ноль внимания. Махнул рукой мужик, пошел к выходу. У самой калитки догоняет его могильщик, бьет со всего размаха по башке лопатой и, грозя пальцем, говорит: «По кладбищу гуляй, а за территорию не выходи».
***
Похороны. Последнее прощание. Вдруг, запыхавшись, прибегает еще один, подходит к гробу и что-то сует туда. Потом отходит в толпу и говорит вдове.

  • Весь город обежал, цветов нигде не нашел. Так я ему шоколадку сунул.

***
     На похоронах уже сказаны все слова. Служитель кладбища собирается заколачивать гроб, и вдруг видит, что из кармана усопшего торчит стодолларовая бумажка. Озираясь, служитель берет деньги. И тут покойник внезапно хватает его за руку и кричит:
- Стоять! Руки за голову! Налоговая полиция! Контрольное захоронение!
***
Анекдоты о главе правительства в нашей стране рассказывали только в очень узком кругу, «на кухне». Но сейчас времена изменились. В других странах существует масса анекдотов о главах правительств и даже о представителях царствующего дома. Недаром рассказчиков анекдотов, как например Ходжу Насреддина, называли возмутителями спокойствия. Правительства всегда активно боролись с ними. Самые жестокие примеры такой борьбы дает Россия: от скоморохов при Иване Грозном до «врагов народа» при Сталине.
Широкие полномочия часто дают ограниченным людям, и им не остается ничего другого, как искоренять информацию о своем уровне. При Сталине, когда основным источником информации было радио, это называлось «Ур-ра-дио!». Интерпретация событий представляла собой кривое зеркало большевистской пропаганды.
Сталину очень понравился фильм «Тарзан». Посмотрев его 5 раз, он велел выпустить на широкий экран, самолично записав вводный титр: «Это фильм о человеке, который от ужасов капиталистического мира бежит в джунгли, и только там обретает свободу и счастье».
 Юмор в коротких штанишках сохраняется и для взрослых.

  • Сегодня должна была быть контрольная по математике. Было 7 звонков, что школа заминирована. 5 я знаю, кто звонил. А вот кто еще один?

***
Политика и по сей день остается предметом юмора. Но все больше внимания привлекают физические, нравственные и моральные особенности людей, карьера, служебная субординация, профессиональные привычки, лживость, социальные и общественные отношения, интеллектуальные занятия. Наконец, особенности мужских и женских характеров, семейные и родственные отношения, секс, дети - стали предметом юмора, породив наиболее рискованные серии от юмора в коротких штанишках до юмора вообще без штанишек.
***
Попробуем посмотреть на конкретных примерах, как делается юмор, какие формы он принимает, тематику, историю и географию юмора в человеческом обществе.