Лицензия на убийства.

7.1. Геноцид

Крайняя форма террора, когда с ведома властей производится массовое частичное или полное уничтожение людей, принадлежащих к определенной национальности, этнической, расовой или религиозной группе, определена в Международной конвенции 1948 г., как геноцид. Человечество осознало ужас этого явления в результате холокоста — уничтожения 6 миллионов евреев германским нацизмом, который руководствовался единственным признаком — причастностью к национальности. Разрешение убивать евреев было закреплено в гитлеровской Германии законодательно, и не только не считалось преступлением, но поощрялось, существовала целая военно-промышленная система массовых убийств.
К позору человечества, геноцид был освоен задолго до гитлеровского режима, как форма борьбы за власть и территорию, что предопределяло жестокость и беспощадность погромов, уничтожение одной группы людей другой, которой власть выдавала что-то вроде индульгенции, принимая грех, как заслугу, на себя.

Варфоломеевская ночь

Название массовой резни гугенотов католиками в ночь на 24 августа 1572 г. (праздник св. Варфоломея) в Париже. Была организована королевой-матерью Екатериной Медичи и вождями католиков Гизами, напуганными усилением гугенотов и влиянием их главы — адмирала Колиньи на короля Карла IX. Организаторы Варфоломеевской ночи воспользовались съездом в Париж дворян-гугенотов на свадьбу (18 августа) Генриха Наваррского (будущего короля Франции Генриха IV) с Маргаритой — сестрой короля. Екатерина Медичи, убедив Карла IX в реальности гугенотского заговора, добилась его согласия на резню. Было убито более трех тысяч гугенотов (в том числе Колиньи). Принц Конде и Генрих Наваррский избежали смерти ценой поспешного перехода в католицизм. С 25 августа приблизительно до 3 октября гугеноты истреблялись в Лионе, Орлеане, Руане, Мо, Бордо и других городах. Выражение «Варфоломеевская ночь» стало нарицательным для обозначения организованных массовых убийств, но масштабы ее бледнеют, по сравнению с геноцидами ХХ века.

Геноцид армян в Турции

Рано или поздно геноцид становится позором устроившей его нации, что, разумеется, не может служить утешением для выживших представителей и потомков нации, подвергшейся уничтожению. По сей день продолжаются отчаянные попытки Турции не признавать геноцидом уничтожение в 1915 г. проживавших на ее территории армян, до сих пор Турция выступает против открытия своих границ и установления дипломатических отношений с Арменией, до тех пор пока Армения не снимет обвинения в адрес турок в геноциде. Не признавая международно-правовой оценки факта геноцида, Турция стремилась добиться «добровольного» отказа Армении от своих международных прав.
На всей подвластной туркам обширной территории Западной Армении все коренное население, тысячелетиями проживавшее там, в 1915–1923 гг. было полностью уничтожено. По различным оценкам, в результате массовой резни, проводившейся с благословения правительства «младотурок» погибло от одного до двух миллионов армян, а от 500 до 800 тысяч бежали в другие страны. Циркуляр, посланный из штаба османской армии гласил, что «каждый мусульманин будет подвергнут смертной казни на месте, если приютит у себя какого-нибудь армянина». Геноцид был совершен с целью ликвидации армянского этнического клина, мешавшего реализации пантюркистской программы территориальной экспансии — объединения под властью Турецкого государства Кавказа, Средней Азии, Северного Ирана и других территорий вплоть до Синьцзяна, населенных тюрками.
Геноцид готовился еще с 80-х годов ХIХ века: были закрыты армянские школы, газеты, начались аресты, армянское крестьянство было разорено. Султан Абдул Хамид, который за 20 лет до описываемых событий был объявлен сумасшедшим, низложен и заточён, выработал план всеобщей резни армян. В 1890–1892 гг. были созданы специальные конные отряды, одной из задач которых стала организация армянских погромов, в результате которых погибло более 300 тысяч армян, опустошены сотни деревень и городов. В турецких судах не допускалось свидетельство христианина против магометанина, то есть для армян не существовало правосудия. В турецких тюрьмах активно применялись пытки, заключенные армяне содержались вместе с турками, которые и там обходились с ними, как с «гяурами».
В 1894 г. в Битлисском вилайете, были собраны турецкие войска и курдская конница, которые истребили и сожгли дотла 48 деревень, избили 10 тысяч человек, «не щадя женщин и малюток». Турки насиловали, преследовали и убивали, оскверняли церкви, привязывали младенцев друг к другу и стреляли. Они хотели узнать: скольких может пробить одна пуля. Юношей покрывали хворостом и сжигали живыми. События, подобные Сасунской резне, лишь усиливали национальное движение среди армян. Участие курдской конницы в резне было вознаграждено почетными званиями и наградами султана.
В Армении разворачивалась пропаганда восстания. Турецкие власти отвечали погромами. Летом и осенью 1895 г. произошли две резни в Константинополе, беспорядки в Эрзеруме, Трапезунде, Смирне и других городах. Страны Европы пытались оказать влияние на султана, они добились формального заявления о реформах, декларировавших изменения в положении армян, но реформа осталась только на бумаге. Беспорядки продолжались. В 1895 г. было избито 100 тысяч армян, в августе 1896 г., после захвата армянскими революционерами Оттоманского банка в Константинополе, 7 тысяч армян. Во время бойни турецкие войска бездействовали и даже помогали убивать. После резни состоялись массовые аресты, суды, выселение из Константинополя. Послы европейских государств в то время совещались, положение оценивали, как «серьезное». В Англии собирают пожертвования в пользу армян, проводятся митинги. В 1909 г. в Адане было убито 30 тысяч человек.
Начало Первой мировой войны в Европе стало началом нового геноцида армян; Турция перешла от «частичного» геноцида к холокосту — поголовному уничтожению армян на их исторической родине. В конце 1914 г., со вступлением Турции в войну на стороне Германии, были уничтожены офицеры и весной 1915 г. началась массовая депортация армян в пустыни Сирии и Месопотамии, часть их была вырезана на месте, другая — погибла в пути. 24 апреля 1915 г. в Константинополе были уничтожены многие представители армянской интеллигенции. В числе сотен тысяч погибших были выдающиеся армянские писатели, деятели литературы, науки и искусства. Великий армянский композитор Комитас, уцелевший лишь благодаря случайности, не вынес этих ужасов и лишился рассудка.
В 1915 г. в Турции, где армяне занимали земли, площадь которых составляла 9/10 общей территории их проживания, было убито 1,52 миллион армян, в том числе женщины, дети и старики. Часть армянского населения была уничтожена в родных селах и городах, другая часть, насильственно депортированная — в пути. Большая часть тех, кто добрался до пустынь Месопотамии, погибли от голода и болезней, а также от рук жандармов и убийц. От Самсуна до Тигранакерта не спасся почти ни один армянин. Резня прошла в Муше, Багеше, Тигранакерте, Едесии, Трапезунде, Балу. В других провинциях Турции некоторым чудом удалось спастись, но таких было не более пяти процентов. Попытки армян выступить против палачей затруднялись неблагоприятными условиями: не было оружия, армянские провинции были отрезаны друг от друга, а значительная часть боеспособного мужского населения была призвана в турецкую армию и там тайно истреблена. Резня была продолжена и в 1916 г. во всех частях Западной Армении и во всех местностях Турции, имевших армянское население. Мировая война исключала возможность противодействия международного сообщества турецкому правительству.
Спасшиеся от резни рассеялись по всем странам мира. Геноцид армян продолжался до 1922 г. В результате территориальной экспансии пантюркизма, объектом геноцида стали греки, арабы, сербы, болгары, курды. Вступление турецких войск в Баку 15 сентября 1918 г. было ознаменовано резней 30 тысяч армян. Если в 1870-е годы в Западной Армении проживало более трех миллионов армян, то в 1918 — менее 200 тысяч.
Поражение Турции в Первой мировой войне нарушило реализацию пантюркистских планов. Территориальные претензии взял на себя Азербайджан. Стремясь использовать Турцию и Азербайджан против большевизма, английское правительство при заключении перемирия не настояло на выводе турецких войск из подвергавшихся геноциду армянских районов Турции и из Азербайджана. Предотвратить советизацию Азербайджана англичанам не удалось, но в марте 1920 г. произошел новый акт геноцида: убийство более 20 тысяч армян на территории Армянской республики в Карее, в Гюмри, Нахичеване, Карабахе и Киликии, а также в Смирне, где армян вырезали вместе с греками.
Политические реалии заставляли замалчивать геноцид армян: англичан в связи с их заинтересованностью в поставках нефти, Сталина из-за поддержки турецких революционеров. Турецкие генералы вообще рассматривая существование Армении как «позор» для турок, и под предлогом защиты Азербайджана желали оккупировать Армению. Когда же, после Второй мировой войны, встал вопрос о возвращении армянам принадлежавшей им территории, он был снят с повестки дня заявлением, что «сейчас там не проживает ни одного армянина». Правительство Советского Азербайджана отказало армянам, бежавшим из Нахичеванской области, в праве на возвращение ; в результате за 40 лет число армян сократилось с 40 до 1,5 процентов. Начатая в 1988 г. вторая карабахская война сопровождалась погромами и резней армян в Сумгаите, Баку, Гяндже, депортацией армян из сел Карабаха.
Геноцид всегда круто замешан на корысти, на мародерстве погромщиков, их стремлении поживиться чужой собственностью. В виду огромных масштабов ограбления армян, правительство Турции приняло меры для создания видимости законности захвата добычи. 16 мая 1915 г. был издан закон «о порядке обращения с движимым и недвижимым имуществом, оставленным депортированными армянами в результате войны и чрезвычайных политических условий». Дома и земли армян подлежали передаче турецким беженцам, а оставшееся после раздачи имущество подлежало продаже с торгов, с зачислением вырученных средств на счета собственников. Турецкое правительство пыталось даже завладеть страховыми суммами армян в американских страховых компаниях.

7.2. Холокост

Holokaustos (греч) — сожженный целиком. Так обозначена гибель более 60 процентов еврейского населения Европы (свыше шести миллионов человек) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933–1945 гг. Другое имя этой трагедии — «Катастрофа».
Как могло произойти это преступление невиданных масштабов в ХХ веке в цивилизованной европейской стране, давшей миру величайших деятелей культуры — философов, поэтов, музыкантов, ученых? Как смогла кучка оголтелых бандитов захватить власть, убедить свой народ участвовать в преследовании живших среди него людей, массовых убийствах? создать идеологию, подвести научную основу, поставить на поток целую промышленность орудий убийства? Почему весь немецкий народ послушно, с присущей ему аккуратностью, выполнял многомиллионные казни людей, и только очнувшись после военного поражения, ужаснулся содеянному? Холокост по сей день остается незаживающей раной человечества.
Антисемитская идеология была изложена в книге Гитлера «Моя борьба» и положена в основу программы национал-социалистичеcкой партии Германии, принятой в 1920 г. Экономическая депрессия, как реакция на поражение в Первой мировой войне, безработица, вызванная расформированием воинских частей и ликвидацией военной промышленности, беспорядки, разочарование в демократии пробудили во многих немцах крайний национализм, яростный антисемитизм. Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер обвинил евреев в поражении Германии и в распространении коммунистических идей. После прихода к власти в январе 1933 г. и до окончательного поражения нацистской Германии во Второй мировой войне (май 1945 г.) Гитлер с неимоверной жестокостью проводит политику государственного антисемитизма: против «еврейского засилья», за чистоту немецкой (арийской) расы.

 «Окончательное решение» еврейского вопроса в Европе

Нацистское преследование евреев в Германии до войны, хотя оно было жестоким и безжалостным, не идет ни в какое сравнение с политикой, проводимой во время войны на оккупированных территориях. Первоначально эта политика была схожа с той, которая осуществлялась и внутри Германии: все евреи должны были проходить регистрацию, их заставляли жить в гетто, они должны были носить желтую звезду, и их использовали для рабского труда. Летом 1941 г., однако, начали разрабатываться планы «окончательного решения» еврейского вопроса в Европе. Это «окончательное решение» означало уничтожение всех евреев. Для проведения в жизнь этой политики был организован специальный отдел гестапо, который возглавлял Адольф Эйхман, начальник отдела 4-В.
План уничтожения евреев был разработан вскоре после нападения на Советский Союз. После захвата Польши под контролем нацистов оказалось более двух миллионов евреев этой страны. В секретном приказе начальника службы безопасности Рейнхарда Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех евреев следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в изолированные районы крупных городов — в гетто; туда же переселялись евреи из прилегающей сельской местности. Почти вся собственность евреев подлежала конфискации.
Самое крупное гетто Европы, созданное в конце 1940 г., находилось в Варшаве. Здесь 500 тысяч евреев — треть населения города — были размещены на улицах, составлявших не более 4,5% территории Варшавы. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. 20 января 1942 г. в пригороде Берлина Ван-Зее состоялась конференция, подготовленная Гейдрихом и Эйхманом, на которой был вынесен смертный приговор 11 миллионам евреев 33 стран Европы. Для их уничтожения на территории Польши создавалось шесть лагерей смерти: в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме, Маутхаузен — в Австрии, Бухенвальде, Заксенхаузеие — в Германии и др. В построенном с газовыми камерами и крематориями близ Освенцима лагере уничтожения Аушвиц–Биркенау погибло свыше 1 миллиона 100 тысяч евреев из 27 стран. Узников Маутхаузена и 40 его филиалов в Австрии было около 200 тысяч; более половины их было уничтожено или погибло в каменоломнях, где работали заключенные.
Как правило, гетто создавались в городах и населенных пунктах, находящихся на железнодорожных путях, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было легко вывозить в лагеря смерти. Гетто располагались в самых плохих районах городов, они отделялись стеной или колючей проволокой. Евреев предупреждали о переселении в гетто за день, а иногда, за несколько часов. С собой разрешалось брать лишь ручную кладь. Перед переселением в гетто конфисковывали все ценности. Для управления гетто и исполнения приказов нацистов были созданы «юденраты» (еврейские советы). В них входили влиятельные члены общины; юденраты отвечали за регистрацию всех евреев, точную опись всей еврейской собственности, распределение жилья, осуществляли охрану внутреннего порядка, ведали медицинскими вопросами и поддержанием чистоты, а также выделяли жителей на принудительные работы. Между гетто не было никакой связи. Время от времени устраивались обыски, в ходе которых отнималось последнее. Евреев выгоняли на принудительные работы, за которые чаще всего почти ничего не платили. Иногда удавалось организовывать изготовление и продажу за пределами гетто дефицитных изделий ремесленного производства, что помогало выжить. Чтобы противостоять нацистам, жители гетто создавали подпольные организации: общественные, религиозные, образовательные и политические. Проводились занятия с детьми, отправлялись религиозные службы, несмотря на то, что за такие действия полагалась смерть. В этом выражалось духовное сопротивление евреев нацистам.
Политика жестоких репрессий, нехватка оружия, теплившаяся у многих мысль пережить войну и оккупацию, а также лживые обещания нацистов о переселении сдерживали сопротивление евреев и порождали тщетные надежды. Ежедневно голод и болезни уносили многие жизни. Как только стало ясно, что истинным намерением нацистов является полное уничтожение всех евреев, бойцы сопротивления в гетто стали готовиться к борьбе за жизнь. Некоторым обитателям гетто удалось бежать и в дальнейшем влиться в партизанские отряды.
Гитлер публично заявил, что окончание Второй мировой войны завершится уничтожением европейского еврейства. Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались. В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы (включая оккупированные области СССР) были уничтожены 200 тысяч евреев Германии; 65 тысяч Австрии; 80 тысяч Чехии; 110 тысяч Словакии; 83 тысяч Франции; 65 тысяч Бельгии; 106 тысяч Нидерландов; 165 тысяч Румынии; 60 тысяч Югославии; 67 тысяч Греции; 350 тысяч Венгрии. Подавляющее число мирных граждан этих стран, погибших от рук нацистов и их пособников, составили евреи. Наиболее ощутимые жертвы (свыше двух миллионов человек) понесла еврейская община Польши. Помимо этого более одного миллиона бывших польских евреев погибли на территориях, отошедших осенью 1939 г. к Советскому Союзу.
Прибывающие на железнодорожные станции под предлогом приведения себя в порядок после дороги направлялись в«душевые». В помещение подавался газ «циклон В» — и через пять минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. Депортация евреев из гетто в лагеря смерти проводилась регулярно. Однако в 1942 г. стало очевидным, что война не закончится быстро, и гитлеровскому командованию потребуется труд заключенных, особенно специалистов, в лагерях и гетто. Немецкая администрация распорядилась сохранить гетто и трудовые лагеря в Вильнюсе, Каунасе, Минске, Львове и некоторых других городах и местностях.
Крайне отрицательно влияли на физическое и психическое состояние гонимых евреев невероятно тяжелые условия жизни: голод, холод, каторжный труд, постоянное унижение человеческого достоинства, побои, издевательства, неизбывный страх за себя и за семью. Многие обитатели гетто до последнего момента надеялись спастись, не верили в страшную правду о лагерях смерти. Такие надежды подогревала нацистская пропаганда, распускавшая слухи о том, что вывезенные из гетто люди просто переселяются в другие местности.
По Европе разъезжали специально созданные группы, выискивающие евреев для «окончательного разрешения» вопроса. В страны-сателлиты, Венгрию и Болгарию, были направлены германские миссии, которые занимались организацией отправки евреев в лагеря уничтожения. Известно, что к концу 1944 г. 400 тысяч евреев из Венгрии были умерщвлены в Освенциме. Имеются показания об эвакуации 110 тысяч евреев из Румынии для ликвидации. Адольф Эйхманподсчитал, что в результате проводившейся политики было убито шесть миллионов евреев, из которых четыре миллиона было убито в пунктах для истребления людей.

Холокост на территории СССР

Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало новый этап антиеврейской политики фашистов. Систематическое уничтожение еврейского населения нацистами было начато, в отличие от стран Европы, сразу же после нападения Германии на Советский Союз. Вслед за германскими армиями на оккупированные территории Советского Союза вступали мобильные подразделения — айнзацгруппы, приданные соответствующим группам войск вермахта, полицейские батальоны СС и тыловых частей вермахта, местные коллаборационисты, союзники нацистской Германии. Главной задачей было уничтожение «враждебных элементов» и евреев в завоеванной зоне. Каждая айнзацгруппа в составе 400–900 солдат была разбита на оперативные айнзацкоманды. По мере продвижения немецких армий айнзацгруппы приступали к своей кровавой работе. Группа «А» действовала в Прибалтике и под Ленинградом, группа «Б» — в Белоруссии и на Московском направлении, группа «С» — на Украине, группа «Д» — на Черноморском побережье, в Крыму и на Кавказе.
В конце 1941 — начале 1942 г. в Прибалтике, в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в лагеря смерти.
Тезис о борьбе с «жидо-большевизмом», при помощи которого советские евреи отождествлялись с коммунистами, как главными врагами рейха, стал одним из лейтмотивов нацистской пропаганды в периодических изданиях для жителей оккупированных советских территорий. Любые акты сопротивления оккупантам в первые месяцы войны объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи. Так мотивировались расправы с евреями Одессы и Киева, где в Бабьем Яре 29–30 сентября 1941 г. было уничтожено несколько десятков тысяч евреев,. Массовые убийства советских евреев осуществлялись при поддержке местного нееврейского населения. Евреев вынуждали выходить из городов на окраины, заставляли рыть глубокие рвы, а затем расстреливали. Подобным образом в Литве, Белоруссии и на Украине были осуществлены десятки массовых убийств. К концу 1941 г. задачу айнзацгрупп возложили на полицию и отряды СД. Убийства евреев продолжались при участии местных полицаев, сотрудничавших с органами СД.

Айнзацгруппы уничтожали всех евреев в сельской местности, а также в городах в зоне немецкой военной администрации (восточнее Днепра). Уничтожение зачастую проводилось в самих населенных пунктах, на глазах у других жителей. В зоне гражданской администрации было создано несколько сот гетто, самые крупные из которых, в Минске, Каунасе и Вильнюсе, просуществовали до середины 1943 г.. Они изолировались от остального населения колючей проволокой, внутреннее самоуправление осуществляли юденраты, назначавшиеся нацистами для сбора контрибуции, организации рабочей силы и предотвращения эпидемий, а также распределения продуктов питания. Периодически проводимые расстрелы узников гетто, а затем и ликвидация всех их обитателей (за исключением переведенных в рабочие лагеря нескольких тысяч специалистов) свидетельствуют, что нацисты рассматривали гетто как промежуточный этап в «окончательном решении» еврейского вопроса. «Малый Бабий Яр» был устроен в Крыму под Бахчисараем, где были расстреляны и сброшены в овраг тысячи солдат, офицеров и гражданских лиц. Лишь на территории Транснистрии, захваченной румынскими войсками, уцелело около 70 тысяч узников гетто. Более двух миллионов евреев, проживавших на территории СССР на 22 июня 1941 г., погибли от рук нацистов и их пособников. Уже в первые дни войны нацисты инспирировали еврейские погромы силами местных националистов в Литве и Западной Украине.

Попытки сопротивления

Очаги сопротивления нацистам возникали не только в гетто, но и в лагерях смерти, где, казалось, не было ни малейших возможностей для борьбы.
14 октября 1943 г. взбунтовались узники лагеря уничтожения в Собиборе. Во главе стояла тайная организация, которую возглавлял советский военнопленный Александр Печерский, а также еврейский узник Леон Фельдгандлер. В организацию входило около 150 евреев из Голландии, Польши и СССР. Узники убили несколько эсэсовцев и украинских националистов из лагерной стражи. Небольшому количеству удалось сбежать и пройти через заминированные поля, окружавшие лагерь. Остальные были перебиты эсэсовцами; однако после этих событий этот центр уничтожения не возобновил своей деятельности. О восстании узников концлагеря в Треблинке и их гибели рассказал  Василий Гроссман в книге «Треблинский ад»:.

Выжить духом стремились и слабые телом, даже дети. В концлагере Терезин, где содержались еврейские дети, после войны была установлена скульптура «Первый день в аду», изображающая мальчика в лагерной робе. Через Терезинский лагерь прошли пятнадцать тысяч детей. В живых осталось сто. Остальных убили в Освенциме и Треблинке. Остались детские рисунки, авторы которых смотрели на окружающий мир взрослыми глазами. Рождались совсем не детские сюжеты: «Казнь», «Мертвый человек», «Надзиратель»… А рядом — «Мой друг Иржи», «Мама», «Добрый дядя». Дети тайно издавали рукописный журнал. Его авторы менялись часто: транспорты из Терезина в Освенцим уходили два раза в месяц. Последний номер журнала вышел осенью 1944 г., незадолго до отправки последней группы терезинских детей в Освенцим.
       Символом еврейского сопротивления стало восстание в варшавском гетто, начавшееся 19 апреля 1943 г., — первое городское восстание в оккупированной нацистами Европе. К его годовщине приурочен День памяти евреев жертв нацизма и героев Сопротивления, отмечаемый ежегодно во всех еврейских общинах мира. Восстание продолжалось несколько недель, почти все его участники погибли с оружием в руках.
Побеги узников и снабжение партизан оружием и медикаментами, существовали в минском, каунасском, белостокском, виленском гетто. Еврейские партизанские отряды и группы общей численностью около 30 тысяч человек сражались в лесах Белоруссии, Литвы, Украины. Полмиллиона советских евреев воевали с нацистами на фронтах Великой Отечественной войны.
Многие из уцелевших узников концлагерей и гетто сразу же после окончания Второй мировой войны репатриировались и приняли участие в возрожденнии из праха тысячелетий еврейского государства Израиль. Там был создан музей Катастрофы «Яд ва-Шем», в котором собрана и сохранена документальная база для дальнейших исследований: архивные документы, материалы и личные архивы бывших узников.

Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками.

Еще в 1943 г. в «Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства», подписанной руководителями стран антигитлеровской коалиции — Рузвельтом, Сталиным и Черчиллем, нацистов предупреждали о том, что они понесут наказание за свои преступления и что им не скрыться «даже на краю света». Вскоре после окончания войны, 8 августа 1945 г., четыре союзные державы подписали соглашение о создании Международного военного трибунала для суда над главными нацистскими преступниками.
В 1945–1946 гг. в Нюрнберге этот трибунал рассмотрел преступления, совершенные главарями гитлеровского государства. В ходе суда была доказана их виновность в преступлениях против мира, в военных преступлениях, в негуманном отношении к гражданским лицам, в преследовании людей по расовым мотивам. Трибунал приговорил к смертной казни 12 главарей гитлеровского государства. По обвинению во многих преступлениях, в том числе за преследование евреев, были казнены Геринг (верховный руководитель войск СА, имперский министр авиации, главнокомандующий военно-воздушными силами фашистской Германии), Кальтенбруннер (начальник полиции безопасности), Франк (генерал-губернатор оккупированных польских территорий), Нейрат (имперский протектор Богемии и Моравии), Штрейхер (губернатор Франконии, редактор газеты «Der Sturmer»). Вслед за этим в Нюрнберге состоялось еще 12 судебных процессов. На них были рассмотрены преступления более чем 180 нацистских руководителей, большинство которых также понесли наказание.
На вопрос, как могло случиться, что Олендорф, с находившимися под его командой людьми, убил 90 тысяч человек, свидетель Бах-Зелевский ответил:
Я лично считаю, что, когда в течение долгих лет, десятилетий проповедуется доктрина о том, что славянская раса является низшей расой, а евреи даже не являются людьми, подобный результат неизбежен.
Подсудимый Франк в своих показаниях на суде как бы подвел черту под этой главой нацистской истории:
Мы боролись против еврейства, мы боролись против него в течение ряда лет, нам принадлежат некоторые изречения (и мой дневник может стать в связи с этим свидетелем против меня самого) — изречения, которые ужасны... Пройдут тысячелетия, но эта вина Германии все еще не будет снята.
Был создан документальный фильм о массовых убийствах евреев и показан Нюрнбергскому трибуналу.  Военные трибуналы после войны осудили более 30 тысяч нацистов. Тысячам преступникам удалось ускользнуть от правосудия, однако их розыск продолжается. В 1960–1970-е гг. были арестованы и осуждены сотни нацистов. Объединенные Нации решили не принимать во внимание сроки давности совершенных нацистами преступлений.

О психологических причинах нацистского геноцида

В 1996 г. Даниэль Йона Гольдхаген, сын еврея, пережившего Холокост в украинском гетто, защитил в Гарвардском университете докторскую диссертацию «Hitler’s Willing Executioners» («Добровольные палачи Гитлера») об отношении рядовых немцев к уничтожению евреев. Гольдхаген 14 раз побывал в Германии, изучил материалы судебных архивов нацистского периода в Людвигсбурге. Cпустя 50 лет после окончания войны диссертация вызвала огромный интерес к проблеме нацистских преступлений и была издана во Франции и Германии, в которой  в течение первой недели было продано свыше 170 тысяч экземпляров.Это показывает, что горькая страница национальной истории еще не закрыта.
Гольдхаген отверг утверждения, что немцы осуществляли уничтожение евреев по принуждению нацистов; что были просто слепо послушны властям; что подчинялись преступным приказам из-за конформизма и под давлением окружения; что были равнодушны к судьбе своих жертв, были бездушными бюрократами; не представляли себе масштабов преступления, так как каждый исполнитель видел только его часть, что позволяло переложить всю ответственность на других. Гольдхаген не отрицает, что в этих утверждениях есть доля правды, но не принимает тезис, что преступники, равнодушно выполняя приказы, внутренне не соглашались с собственными деяниями.
На самом деле, число исполнителей, которые осуществляли преступные планы Гитлера, Гиммлера, Эйхманна, достигало 500 тысяч человек: отряды СС, СД, гражданские и полицейские отряды гетто, полиция, жандармерия и гражданские институты в оккупированной Польше, отряды концлагерей и части вермахта, участвовавшие в убийствах. В архиве Центрального управления по нацистским преступлениям в Людвигсбурге хранится 330 тысяч личных дел людей, подозреваемых в совершении преступлений. В 1945 г. немецкие суды рассмотрели дела 106 тысяч подозреваемых, осудив лишь 6494 человека.
Почему немцы убивали? Каким было общество, в котором они воспитывались? Было ли это общество в принципе нормальным? Верили ли люди, жившие в нем, в гитлеровский тезис, что евреи — «наиболее дьявольская раса, хитрая, паразитирующая и враждебная»? И было ли нечто такое, что отличало немцев от остального человечества?
Анализ трех основных карательных институтов Холокоста: полицейских батальонов, трудовых лагерей и «маршей смерти» позволили Гольдхагену утверждать: исполнителями преступных приказов были самые обычные немцы, оторванные от своих контор и ремесленных верстаков. Это были, в основном, сорокалетние отцы семейств, по состоянию здоровья или по возрасту не годившиеся для службы в вермахте. Доля членов национал-социалистичеcкой партии среди них не превышала среднюю по стране. Например, в батальоне № 101, расстрелявшего почти 40 тысяч человек, большинство солдат были бывшие сторонники социал-демократической и коммунистической партий. Анализируя историю этого батальона, Гольдхаген утверждает: эти обычные немцы убивали потому, что хотели убивать, что это соответствовало их системе ценностей. Исполнители всегда делали больше, чем этого требовал от них приказ. Например, отправляя в вагоны группы евреев для транспортировки в лагерь, они по своей инициативе расстреливали больных и слабых, стариков и детей. Желающих патрулировать город, выявляя укрывающихся, всегда было больше, чем необходимо. Солдаты батальона добровольно участвовали и в массовых расстрелах. Дело в том, что перед каждой такой акцией можно было отказаться от участия в операции по любым, в том числе и эстетическим причинам. Офицеры регулярно напоминали об этом солдатам.  Таким правом из 500 полицейских воспользовалось 20 человек, в том числе один офицер. Только двое подали рапорт о переводе в другую часть. Гольдхаген обращает внимание на то, что палачи психически и физически издевались над своими жертвами.
«Марши смерти» появились в связи с необходимостью эвакуировать пленных из лагерей перед приходом советских войск. Последний такой марш двинулся 7 мая 1945 г., т.е. накануне капитуляции Германии. В нем участвовали охрана и заключенные. Неевреев отпустили, а евреев уничтожили, хотя уже существовал приказ Гиммлера, запрещавший это делать: в последние дни войны, пытаясь договориться с англичанами и американцами, он отменил расстрелы евреев.
«Почему нормальные во всех других отношениях люди убивали стариков, женщин и детей?» — спрашивает Гольдхаген. Свою деятельность эти люди рассматривали как ликвидацию «преступного народа», а не войну в прямом значении этого слова. Главная причина Холокоста — антисемитизм. Расистский антисемитизм существовал не только в Германии, но и в других странах Европы. Но только в Германии он проявился как доминирующее явление. Только в Германии появилось правительство, которое привело в действие программу систематического уничтожения евреев и отношение к евреям  стало важнейшим элементом самосознания исполнителей. Они убивали не для Гитлера, а для Германии. Гольдхаген вводит понятие «ликвидационный антисемитизм», он возник в период борьбы за объединение Германии после Первой мировой войны. Непохожие на немцев евреи были в немецком национальном сознании воплощением мирового зла. Именно поэтому большинство немцев поддержали гитлеровскую политику. Ненависть к евреям была ядром нацистской идеологии, их уничтожение стало кульминацией гитлеровской практики. Гитлеровцам удалось уничтожить значительную часть евреев в оккупированной Польше, Франции, Литве, на Украине. Не выдали немцам своих евреев следующие страны: Дания, где, королевский дом, а за ним и большинство населения в знак солидарности надели желтые звезды и в дальнейшем евреи были переправлены за границу; Норвегия, где всех евреев переправили в Швецию, и Румыния.

Эхо Холокоста в современном мире

27 января 2005 г. в Кракове состоялся международный форум «Жизнь народу моему!», приуроченный к 60-летию освобождения нацистского концлагеря Аушвиц–Биркенау в Освенциме. Приехали главы государств и правительств более чем из 40 стран. Среди них — президенты России, Израиля, Германии, Австрии, премьер-министры, руководители парламентов, а также представители ряда европейских королевских домов. Выступил и  украинский президент Виктор Ющенко, отец которого был узником Освенцима.
Слово «Освенцим» теперь означает «концентрационный лагерь». В небольшом городке через каждые 10 метров на дороге стоят указатели: на черном фоне белым «Аuschwitz museum». Город-музей был создан через два года после освобождения лагеря смерти Советской армией 27 января 1945 г. и сохранил его в прежнем виде. Над воротами — знаменитая надпись «Arbeit match free!» — «Работа делает свободным». Шлагбаум. Деревенская пыльная дорога. Аккуратные двухэтажные домики из красного кирпича. Крылечки. Голубое небо. Зеленая трава. Тишина. Только бетонные столбы с колючей проволокой да почерневшая от дождей деревянная виселица вынуждают вспомнить, где ты находишься. Освенцим — один из самых трагических фактов в истории мировых войн и истории всей цивилизации в целом, об этом говорится в проекте обращения к участникам форума:
Он стал символом зла, символом ненависти к другому народу, символом расизма, ксенофобии и антисемитизма... Никто не имеет права забывать уроки минувшего века: постыдное нарушение прав человека и разрушительный расизм.
Ксенофобия и национальная ненависть сохраняются в исторической памяти дольше, чем их жертвы. Холокост — преступление против человечности, и следовательно, это проблема всех людей планеты, которые должны предотвратить повторение подобной трагедии в будущем.  Существует версия,  что Израиль и еврейские диаспоры часто используют Холокост в целях финансовой выгоды, что деньги не доходят до настоящих жертв нацизма и вообще количество оставшихся в живых евреев, жертв нацизма, завышено.
В Германии и многих европейских странах подвергать сомнению существование Холокоста наказуемо. В Британии памятен судебный процесс над историком Дэвидом Ирвингом, пытавшемся доказать, что масштабы нацистских злодеяний против евреев преувеличены. Разумеется, массовое истребление людей не может быть признано явлением уникальным, но отличие Холокоста от злодеяний Сталина и Пол Пота, от массовых репрессий в Китае и резни в Конго — в создании специальной государственной промышленной индустрии уничтожения людей, вся вина которых состояла в их национальности; в организации системы пропаганды и воспитания целого поколения профессиональных убийц.
Ответственность за Холокост является мерилом самосознания немецкого народа. Президент Германии Хорст Келер, выступая в израильском парламенте сказал: «Я со стыдом и смирением склоняю голову перед жертвами». Келер осудил попытки приуменьшить значение Холокоста и призвал к борьбе с антисемитизмом и правым экстремизмом. При этом он признал, что ксенофобия и антисемитизм сохраняются, но Германия выступает в защиту интересов Израиля в Евросоюзе и поддерживает развитие отношений еврейского государства со странами ЕС. Он отметил, что благополучие Европы зависит от благополучия стран Ближнего Востока.
Позор за трагедию Холокоста лежит не на одних немцах, Конечно, именно среди них было больше всего извергов, лично участвовавших в казнях, издевательствах и массовых убийствах; именно они в первую очередь получили материальные выгоды от кровавой трагедии еврейства. Но немало помощников  было среди жителей других государств: румын, венгров, итальянцев и др. В оккупированных прибалтийских странах, Литве, Латвии, Эстонии, нашлось немало активных поборников еврейского геноцида —  и не только ради обогащения,, но и из-за идейных соображений. В оккупированной Польше, среди поляков, угнетаемых и притесняемых немцами, находились активные проводники Холокоста. Так, 10 июля 1941 г. вблизи местечка Едвабне поляки, без всякого участия немцев, согнали в сарай и cожгли около 1600 евреев, проживавших с ними в одном городке. Специальная комиссия установила этот факт, и в 2003 г. президент Квасневский принес свои извинения. Уничтожение украинских евреев тоже проводился руками украинских полицаев.
Молодежь сегодня уже не может слышать, что Гитлер был чудовищем и все немцы виновны. Но что молодежь действительно хочет, чтобы кто-нибудь сумел объяснить, как же все это смогло произойти.